"Эолова арфа": Фестиваль, где пульсирует живая музыка всех эпох
Это был не просто ряд концертов, а настоящий музыкальный марафон, охвативший знаковые площадки Москвы – от камерной Галереи Нико и величественной Соборной палаты до легендарного Дома ученых.
Открывая двери в мир "актуальной академики", фестиваль смело ставил рядом Баха и Шнитке, Чайковского и Макоева, Бетховена и Хезер Шмидт. Слушатели не просто услышали признанные шедевры прошлого – от бетховенских Багателей и рахманиновского Второго концерта до шумановских Симфонических этюдов и шопеновской "Полонез-фантазии". Они открыли для себя редко исполняемые жемчужины вроде прелюдий Борткевича или сонатины Шебалина, а также впервые в России познакомились с современными произведениями, такими как "Моменты истины" Павла Левадного или "Nebula" Хезер Шмидт. Мировая премьера собственного фортепианного концерта ми минор Дмитрия Онищенко в финале стала мощным аккордом, подчеркивающим главную идею: музыка создается здесь и сейчас, достойно продолжая традиции.
Фестиваль блеснул созвездием имен. На одной сцене встретились опытные мастера и юные звезды, чьи победы на престижнейших конкурсах (включая "Щелкунчика", Grand Piano Competition и сам конкурс им. Чайковского) говорят сами за себя. Легендарная Мира Марченко представила программу-открытие, ученики которой покоряют Вербье и Зальцбург. Всемирно известный Даниил Саямов, наследник школы Горностаевой, погрузил зал Соборной палаты в глубины романтизма и современности. Юные виртуозы Вадим Царапкин и Владимир Рублёв поразили зрелостью интерпретации сложнейшего репертуара. Кирилл Роговой подтвердил статус одного из самых титулованных и перспективных молодых пианистов. Яркой страницей фестиваля стал вечер в Доме учёных с золотыми медалистами конкурса Чайковского – пианистом Сергеем Давыдченко и трубачом Семёном Саломатниковым, виртуозно исполнившими концерты Шостаковича и Шнитке с Камерным оркестром Ростовской консерватории Musica Della Vita под управлением Заслуженного артиста России, профессора Сергея Нестерова.
Но "Эолова арфа" запомнится не только блестящими исполнениями. Её душа – в особой атмосфере сотворчества. Формат интерактивных встреч стёр незримую границу между сценой и залом. После финальных аккордов музыканты обращались к публике, отвечая на вопросы, делясь мыслями о программе, творчестве, музыке. Зрители не оставались пассивными слушателями – они становились соучастниками процесса, имея редкую возможность напрямую обратиться к артистам, чьё искусство только что пережили. Это превращало каждый вечер в уникальное, живое событие, где звучала не только музыка, но и человеческий голос.
Яркий финал, каким стало выступление Симфонического оркестра Росгвардии под управлением Азата Шахмухаметова с Дмитрием Онищенко за роялем, подвел итог этому насыщенному музыкальному путешествию. "Эолова арфа" убедительно доказала: актуальность академической музыки – не в музейной пыли, а в её вечной способности обновляться, вступая в прямой контакт и с современным композиторским словом, и с самой взыскательной публикой, воспитанной на классическом наследии. Это фестиваль, где прошлое, настоящее и будущее звучали в унисон.